Портрет кандидата — это образ сотрудника, которого компания ищет на ту или иную должность. Как правило, подробное описание составляет рекрутер, чтобы корректно и грамотно составить вакансию и привлечь подходящих специалистов.
▶️ Подготовьтесь к интервью с нанимающим менеджером
Первый шаг — анализ рынка. Это важно сделать еще до первой встречи с Hiring Manager, чтобы задавать правильные вопросы.
Посмотрите, у каких компаний есть похожие вакансии, чем они отличаются между собой. Изучите, чего эти работодатели ожидают от кандидатов, какую предлагают зарплату и соцпакет. Оцените, насколько высока конкуренция за релевантных сотрудников.
Если вы штатный рекрутер компании, присмотритесь к команде, в которой открылась вакансия. Кто там работает: активные экстраверты или более спокойные сотрудники? Возможно, у них есть общее хобби: допустим, кататься на велосипедах? Такая оценка поможет понять, какой человек максимально легко впишется в коллектив.
▶️ Задавайте открытые вопросы
● Почему открылась вакансия? Важно уточнить, это расширение команды или же замена, потому что сотрудник компании уходит. Если последнее, то, скорее всего, Hiring Manager знает, какие задачи будут стоять перед новичком.
● Какие профессиональные качества должны быть у кандидата? Попросите у нанимающего менеджера список профессиональных навыков и обязательно уточните, зачем кандидату понадобится каждый из них.
● Какие личные качества должны быть у кандидата? Узнайте, что важно для работы и почему.
К примеру, от сотрудника ожидается внимание к деталям — уточните, для чего это понадобится. Может оказаться, что таких задач и не найдется, просто хайринг-менеджер машинально повторил перечень личных навыков из другой вакансии. В таком случае нужно оговорить, что это качество включать в портрет нет смысла, чтобы не сужать выборку кандидатов.
● В каком коллективе предстоит работать кандидату? Этот вопрос более актуален для рекрутеров из агентств.
Уточните, какого возраста будущие коллеги. По закону, работодатели не имеют права ограничивать найм возрастными рамками, но если мы активно ищем специалиста и сами приглашаем кандидатов рассмотреть вакансию, то можем сразу обращаться к наиболее подходящим, в том числе и по возрасту.
▶️ Согласуйте портрет с хайринг-менеджером
Это важно, чтобы убедиться, что вы поняли друг друга правильно. Возможно, Hiring Manager внесет какие-то дополнения от себя. Это хороший знак: значит, он внимательно изучил портрет, а не отнесся к этому шагу формально.
▶️ Проведите «пристрелку»
То есть пробный поиск. Найдите три-пять кандидатов, которые кажутся вам подходящими, и запросите у нанимающего менеджера обратную связь: какие из профилей подходят идеально, а какие — нет. Обязательно уточните, почему. Возможно, кандидатам не хватает каких-то навыков? Или, наоборот, они слишком квалифицированные для этой вакансии?
▶️ Выступайте в роли консультанта
Хороший рекрутер — это не просто исполнитель, а специалист, который может выступить в роли консультанта по рынку труда. Дело в том, что Hiring Manager может отлично знать свою предметную область, но, к примеру, не следить за изменениями средних зарплат для различных позиций.
Таким образом стоит подвести итог: изучайте рынок, не стесняйтесь брать на себя роль консультанта, занимайте активную позицию. Ваше участие как эксперта поможет сформировать более точный портрет кандидата, соотнести его с реалиями рынка — и найти подходящего человека ☝️.
#наймперсонала #productivity #hr